Джованни Лемонад (lemonad) wrote,
Джованни Лемонад
lemonad

Профессия «Шрифтовой дизайнер»



Так уж получилось, что в последний год я мало уделяю времени текстам, которые пишу самостоятельно. Закрутило по всем фронтам — и это конечно же позитивный фактор. За этот год у меня случилось достаточно глубокое погружение в шрифтовой дизайн, самое глубокое за последние 10 лет. Было очень много знакомств по теме, было очень много шрифтов, было очень много студентов, которые приходили учиться к нам. И меня это всё так раззадорило, что я запланировал ещё больше различных и крутых проектов сразу на несколько лет вперёд. Фактически мы только начали делать шрифты, только настроили станки, если конечно так можно выразиться. В моей голове постоянно возникает много мыслей вокруг темы шрифтового дизайна и я хотел бы рассказать как я воспринимаю эту профессию. Это моё представление о шрифтах, о людях, которые создают шрифты, занимаются типографикой и погружены в этот вопрос с головой.


ТАЛАНТ И ОСОБЫЕ ЗНАНИЯ (ПРИНЦИП 5 К 95)
Человек, который рисует буквы, всегда воспринимается очень авторитетно. Причина этому некоторое тайное знание, которое по идее у этого человека есть. Возможно, это талант, а возможно и навык, который ему был передан от Великого Мастера. Так всем кажется со стороны, именно поэтому, если ты делаешь шрифты, то ты очень крутой по умолчанию.

Любой шрифтовик конечно воспринимает себя как безумно талантливого человека, но любое утверждение про талант и особые знания абсурдно. Талант в производстве шрифтов составляет по моим субъективным оценкам 5%, не более. В эту же часть включена любовь к буквам, шрифтам, типографике. Всё, что является сухим остатком, а это порядка 95% — это ничто иное как тяжёлый адский труд.



Отсюда я вывел для себя два психотипа шрифтовиков,
которых можно разделить по трудолюбию и таланту:


1) «Талантище» — люди очень талантливые, но не очень трудолюбивые (как вариант не очень усидчивые). Выходцы из творческих профессий, любят очень изысканную типографику, но не всегда могут себя заставить довести начатое до конца.

2) «Трудяга» — люди, которые делают достаточно простые и утилитарные шрифты, но зато всегда подходят к этому вопросу очень скурпулезно, делают очень техничную типографику и могут усадить себя на стул на несколько недель.

Два вывода про данные психотипы, которые напрашиваются сами собой для успешной шрифтовой деятельности:

- Первый и второй психотипы могут и должны всегда работать в тандеме. Именно такой подход даст «результативный» продукт.

- Если шрифтовой дизайнер более талантливый, но менее усидчивый, то шансов на успех у него меньше. Как правило у очень талантливых людей очень завышена планка к восприятию реальности и быстрый взлёт Икара предполагает последующее стремительное падение на смерть. У технарей, как у пингвинов, и полёт ниже, и падение мягче.



«СИНДРОМ КОКАИНИСТА» — ПОВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА
Синдром кокаиниста — самая главная и сложно излечимая болезнь шрифтового дизайнера. Подобно наркоману, употребляющему кокаин, шрифтовой дизайнер начинает воспринимать себя человеком особого рода и узкого круга очень талантливых и великих людей. Это явление очень широко распространено по всему миру и является следствием самообмана с последующей рефлексией. Принцип 5 к 95 лишнее тому подтверждение. Самое главное влияние на всю культуру типографики «Синдром кокаиниста» оказывает на людей, которые только хотят научиться типографике, хотят научиться создавать свои собственные шрифты и сталкиваются с такими шрифтовиками в социальных сетях. Это очень сильно затрудняет вход в профессию новичкам.

К нам на интенсивы приходят ребята, которые очень хотят научиться делать шрифты, но очень сильно боятся слишком сложного порога входа в профессию. Зачастую затруднение вызывает даже общение с шрифтовым дизайнером из-за ощущения «элитарности» профессии. Для быстрого старта я всем студентам показываю простую картинку, которая срывает завесу таинственности:



Шрифт это как железная дорога, где есть вертикальные штрихи (они же шпалы), а также есть горизонтальные штрихи (рельсы). За счёт данной аналогии можно построить любой шрифт, включая самые сложные рукописные и антиквенные рисунки. Данная технология снимает ответственность с таланта и полностью ложится на плечи «трудяги».



БУКВА КАК ХЛЕБ



Самая важная и интересующая часть вступающего в ряды шрифтовика — это вопрос денег. Как этим заработать на хлеб? Можно ли этим заработать на жизнь в принципе? Тут есть ответ: шрифтовой дизайн может стать приработком, но полноценной деятельностью становится с большим скрипом, так как есть два фактических источника заработка на типографике.

1. Продавать мастерство шрифтовика (каллиграфия, леттеринг, эксклюзивная шрифтовая работа на заказ: кириллизация, подшаманить-подкрутить что-нибудь и т.д.). В эту же категорию заработка надо отнести преподавание типографики и обучению шрифтам студентов.

Этот источник заработка ограничен ресурсами шрифтовика, ограничен количеством потенциальных заказчиков, но при правильном подходе дает стабильный приработок и постоянную загрузку. Подходит людям, которые считают свои навыки талантом (делают акцент как раз на 5% таланта шрифтовика, добавляя к нему немного усидчивости). Риск здесь следующий: найти заказчика, либо сделать так чтобы заказчик тебя нашёл достаточно сложно. Создать себе портфолио и репутацию тоже сложно.

2. Создавать настоящие шрифты и продавать их.
(Это то, чем торгует Myfonts и другие площадки по продаже шрифтов).

Самый понятный источник заработка, но и самый трудоёмкий. Продажи могут принести определенное количество денег, рано или поздно все трудозатраты отобьются и будет некоторая прибыль. При правильном подходе продажи могут стать лавинообразными и принести действительно солидную прибыль. Особенность этого источника — необходимо делать упор на 95% качеств шрифтовика — усидчивость. Шрифт можно делать месяцами, а продажи могут начаться через 3 года или не начаться вовсе. Никто ничего не гарантирует, никакого заказчика, а следовательно бюджета, ограничений и ТЗ просто не существует.

Писал эту статью пол дня и не знаю понравится ли она читателям, а также вызовет ли какой-то внутренний диалог у практикующих шрифтовиков. Это и не важно. Готов взять на себя обязательство продолжить эту статью, дополнить её и расширить различными аспектами жизни шрифтового дизайнера в случае успеха у публики.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments