Джованни Лемонад (lemonad) wrote,
Джованни Лемонад
lemonad

Профессия «Шрифтовой дизайнер», часть вторая



Это продолжение, которое я решил написать к первой части статьи «Профессия «Шрифтовой дизайнер». Я надеюсь, что людям, которые ничего не знают про данную профессию будет интересно и они направят свой фокус внимания к типографике. Знаете, если бы слесари красиво описывали методику изготовления эргономичных стульев по старой столетней традиции, рассказывали про секреты и тайные уголки профессии, то наверное бы слесарей стало больше, а следовательно и стульев, среди которых в свою очередь началась бы конкуренция за попу потребителя. Все это привело бы к развитию слесарной отрасли, что в общем-то неплохо. Именно на это теплится надежда где-то в моей душе. И естественно речь идет про шрифты, а не про стулья.


ПАРХАТЬ КАК БАБОЧКА, ЖАЛИТЬ КАК ПЧЕЛА



Бокс чем-то похож на шрифты. Здесь нужно быть очень техничным, а также быть в этой своей техничности большим художником, чтобы добиваться успеха. Как-то так я понимаю профессию шрифтовика. Можно быть трижды и четырежды талантливым боксером (голосистым артистом на словах), но без тренировок по технике, ты будешь свален в первом же раунде более техничным соперником.

Шрифтовой дизайн вкратце: нужны ежедневные тренировки, нужно упорство и нужен упорный труд. Только так можно научиться делать хорошие шрифты, рисовать буквы, леттеринг, делать логотипы и тд. Этот путь долгий и сложный, но если фанатично следовать этому пути, можно за несколько лет добиться неплохих результатов. Хороших боксеров много, а чемпионов единицы.

Пархать как бабочка — делать очень сложные шрифтовые штуки так просто, так естественно, что со стороны будет казаться, что это может сделать любой. Жалить как пчела — делать успешные проекты с помощью своей наработанной техничности. Вот и весь шрифтовой дизайн. Отсюда вывод относительно тренировочного становления шрифтовика. Либо он тренируется сам, либо его тренирует другой шрифтовик. Других вариантов не бывает, никаких тренеров-теоретиков по шрифту просто не существует.

БЫСТРЫЙ СТАРТ В ПРОФЕССИИ


Тем не менее, в профессию шрифтовика можно попасть быстро и случайно. Проводя аналогию с предыдущим абзацем, можно привести следующий пример. Представьте себе, что на улице к вам пристал хулиган и вы его со страху отделали до полусмерти (напрмиер случайным подручным предметом), а только потом пошли в секцию бокса, осознав всё произошедшее и начали тренироваться. Такие случаи мне известны в реальной жизни. Случайная победа может побудить человека заняться спортом серьезно и основательно.

Самый быстрый и случайный, а также вполне предсказуемо успешный вход в шрифтовую профессию из профессии иллюстратора (читай художника). Я уже писал о принципе 5 к 95 и он говорит о том, что творчества в шрифте на пять процентов, а техники на 95. Для помощи иллюстратору необходим толковый инженер, который сделает возможным реализацию такого шрифта. Представьте себе насколько мощным эмоционально получится шрифт, если художник (дизайнер, иллюстратор) вложит всю свою душу в свой шрифт? Инженеру останется только собрать все воедино, добавив еще 95 процентов от общего объема работы.

За примерами далеко ходить не будем, вот например шрифты,
которые были сделаны НЕ ШРИФТОВИКАМИ:

Лондон: http://jovanny.ru/fonts/London.rar (Ольга Козлова)
Молот: http://jovanny.ru/fonts/Molot.rar (Роман Ершов)
Инсектофобия: http://jovanny.ru/fonts/Insektofobiya.zip (Аннастасия Самсонова)

Если вы иллюстратор с планами шрифтовика, то вам не хватает инженера. Возможно именно это ваш быстрый путь в професию шрифтовика.

КТО ТАКОЙ ШРИФТОВОЙ ИНЖЕНЕР



Вобще такой профессии не существует ни в каких-либо табелях о рангах, ни в кругах шрифтовиков. Данный термин я встретил единожды при работе с западными шрифтовиками и перенял их опыт. Процесс создания шрифта можно разделить на несколько этапов, каждый из которых не зависит никаким образом от предыдущего. Вот к примеру на какие простые фазы можно разделить создание шрифта: отрисовка знаков в векторе, сборка и отладка шрифта, тестирование и доработка.

Все три этапа при кажущейся тесноте взаимодействия, на самом деле лишь кореллируют между собой (имеют невидимую связь), а по факту являются тремя разными технологическими процессами. Инженер берёт на себя самую главную часть этого процесса — сборка и отладка. Что касается первого этапа, мы уже выяснили, что эту роль играет творец. Итак, вот он шрифтовой инженер, мегаусидчивый трудяга, настоящий шрифтовик, человек-фанат и вобще человек, который по-настоящему заслуживает уважения.

Шрифтовой инженер — невидимый мотор машины. Именно он заставляет автомобиль ехать, но остается всегда в тени водителя. Шрифтовый инженер делает всю сложную техническую работу (почти все 95 процентов). Таких людей практически нет, их считанные единицы, ими можно и нужно гордиться. Если вы никогда не слышали о такой професии от шрифтовика, будьте уверены, этот шрифтовик делает все три фазы самостоятельно. В своё время моей основной деятельностью на шрифтовом поприще было именно инженерное дело.

КАК ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ШРИФТАМ



Что такое шрифт? Объект авторского права? Произведение искусства? Софт? Определений шрифту очень много, однако в современной действительности я бы назвал шрифт термином «Продукт». Именно так, никак иначе. Что такое продукт? В маркетинге продукт — это товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности потребителей (Википедия). То есть шрифт — это товар, ориентированный на широкую аудиторию для того, чтобы удовлетворять потребности этой самой аудитории. В данном случае потребности в области дизайна, конечно же.

Именно поэтому для любого шрифта изначально нужно задавать различные параметры, например:
— Отрасль для которой шрифт создается (акциденция, логотипы, тексты, инфографика, иллюстрация, и т.д.)
— Аудитория, которая использует данный шрифт (обычные люди, компании, особые субкультуры, профильные профессии и тд.)
— Органолептические и технологические особенности (рисунок шрифта, количество шрифтов в гарнитуре, количество кодировок, доп.оции (opentype features, kerning, hinting) и др.)

Самой большой ошибкой, как мне кажется, при создании шрифта — это полное непонимание дальнейшей его жизни. Многие шрифтовики понимают шрифт как авторское произведение, как продукт авторского права. Это необязательно плохо, но незнание будущей жизни шрифта, точнее даже наверное просто непонимание, шансы на успех снижают значительно. Осознание шрифта шрифтовиком как некий продукт, законченный товар с заранее установленными свойствами, позволяет минимизировать риски неудачи дальнейшей жизни шрифта. Но тут тоже, никто никаких гарантий не даёт.

БЫТЬ ЧЕСТНЫМ САМИМ С СОБОЙ



Самое главное правило в работе со шрифтом, которое я вывел для себя — это быть честным в первую очередь самим с собой. Так как собственный шрифт до сих пор является некой желанной частью портфолио, а создание шрифта, как мы знаем, процесс не быстрый, то есть существует некий соблазн что-нибудь украсть. Как можно украсть шрифт, спросите вы? Да легко, на самом деле. Такие примеры встречаются на каждом углу. Можно взять уже существующий шрифт и его немного переделав, выдать за свой (и даже начать продавать!), что является в первую очередь моральным преступлением. Можно взять за основу чужой шрифт и сильно переделав, выдать за свой, что тоже, в принципе некрасиво.

Поймавшегося на допинге спортсмена дисквалифицируют, однако в типографике с таким спортсменом никто ничего не сделает. Факты воровства периодически всплывают в шрифтовом эфире, однако наказание носит исключительно моральный характер, если имеет место быть вообще. Законы слишком слабы, именно поэтому вставая на путь шрифтовика, необходимо быть честным в первую очередь самим с собой и делать шрифты честно.

---

Подводя некоторый итог ко второй части статьи, хочется сказать, что возможно в скором времени «дуплет» превратится в «триптих» (кто не понял речь идёт о третьей части этой статьи). Но никаких гарантий не даю. Вторая часть была написана мной в следствие некоторой реакции на первую статью. Я понимаю, что эта часть получилась более размытой и расфокусированной, однако не теряю надежды на то, что она все-таки приглянется читателям и вдохновит на своздание своих «продуктов» ;)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments