Джованни Лемонад (lemonad) wrote,
Джованни Лемонад
lemonad

Dita Sweet: история создания шрифта

Вчера я опубликовал шрифт Dita Sweet, который был сделан нашей студенткой Ксенией Семировой. Я решил рассказать как создавался данный проект. Данный текст писался и переписывался несколько раз, так что местами логика повествования может быть нарушена.

Немного о процессе.

Мы всегда делаем шрифты с нуля, самостоятельно. И обучение я всегда строю исключительно на взаимной честности. Только реальный труд. Никаких болванок в виде чужих или своих шрифтов для быстрого старта, все по-настоящему! Это важный момент, чтобы вы смогли в итоге насладиться прекрасным результатом этого самого труда.

Начало

Ксения записалась на вебинар и прослушала весь вебинарный курс (5 лекций), выполняя домашнее задание. После вебинаров Ксении также пришлось попахать, попутно получая обратную связь от меня. В итоге мы имеем полностью рабочий шрифт, который по своим свойствам отлично подойдет для плакатной и рекламной графики.

Акцидентная Dita Sweet, новая антиква.

На вебинаре первым заданием является выбор референсов. Итак, вот первый референс от Ксении:


Ксения хочет сделать "свой Бодони" (с блэкджеком и ...), но боится что шрифт будет похож на оригинальный Бодони. Ксенией сделан и прислан первый подход к шрифту:


Моя позиция однозначная: никакой новой антиквы для первого шрифта. Это видно и по картинке невооружённым взглядом, слишком много явных ошибок и нестыковок. Я выступаю только за простые шрифты, иначе просто не хватит терпения.

Выбираем что-нибудь попроще:



Согласовано, делаем рукописный шрифт.

Но Ксения продолжает работу над своим Бодони и в итоге я поддаюсь доделать шрифт.
К концу вебинаров получаются первые наброски прописные латинские и кириллические:



Уже есть о чём разговаривать. Что нравится в этом шрифте: пропорции и агрессивные дерзкие капли, но проекту не хватает сдержанности и техничности. Похоже на необъезженного мустанга. Лошадь может быть и красивой, но у нее должны быть манеры. Берёмся за "воспитание" Диты Свит. Даю Ксении ценные комментарии на вебинаре и Ксения отправляется в самостоятельный шрифтовой крестовый поход. Мы начинаем доделывать шрифт на заочном обучении.

Что может быть прекраснее?

Прошел один месяц

Давайте проскочим несколько итераций комментариев и перенесёмся на один календарный месяц вперед, за этот месяц шрифт преодолел квантовый скачок и вышел на новый уровень, давайте в этом убедимся:



Я знаю людей, которые пытаются делать шрифты и обычно из этого ничего не получается. 99% людей сдаются на старте. Здесь нужен особый подход, ментальность граф.дизайнера оставьте за порогом. Чтобы шрифт начал своё существование , нужно "шрифтовиков" брать за грудки любыми способами. Этот метод я называю "штурм". За короткий период берем шрифтовую крепость штурмом, а потом думаем что с этим делать.

С Ксенией быстро набиваем почти всю необходимую кассу. Когда у тебя нарисовано более половины кассы знаков, уже проще их править и дорисовывать остальное. Видно как шрифт из начальной стадии неогранённого грязного камня с красивыми отблесками постепенно превращается в ограненный алмаз. Это уже драгоценность и эстетическое блаженство.

А вот комментарии, в таком обычно виде они поступают от меня. Все честно, сам руками я ничего не правлю) Только на финальной стадии.
Если вам кажется, что шрифт получился, вы ошибаетесь, работы еще много:



Для любителей рассмотреть поближе предусмотрена пдфка.

Вот ещё правки этого периода (страшновато даже мне перечитывать):


Более крупно PDF

Снова еще две недели ежедневного труда. Пробуем новые формы знаков, решаем вопросы с засечками, размерами капель. Правки, правки, правки. Начинаем рисовать служебные знаки, пытаемся разобраться с Ss и решаем попутно вопросы с ширинами знаков и другими типами пропорций. Работа очень сложная, когда глаз не привык, кажется что ты уже на вершине, но на самом деле ты только у подножия.

До вершины еще очень высоко.

Минуло полтора месяца

Всего шесть недель с начала работы, а это почти уже второй квантовый скачок от стартового материала:



Есть крупнее посмотреть пдфка.

Я периодически спрашиваю у Ксении не надоело ли ей. Нужно всегда понимать на какой стадии человек может отвалиться от проекта.
Ксения все время говорит, что все ок! Ну ок, значит ок. Начинаем сборку в фонтлабе.

Отличный был пятый вебинар. Я в этом убеждаюсь уже не первый раз, так как там я пошагово и доступно рассказываю о технологии сборки и отладки шрифтов внутри фонтлаба. Ну и показываю, конечно же.

Два месяца с момента старта

Получаю фонтлабовский исходник и технически там все сделано прекрасно. Теперь начинаем шлифовать буквы.
С начала проекта прошло два месяца почти ежедневных итераций комментариев-правок.

Проект внутри фонтлаба выглядит вот так:



Картинка покрупнее доступна по ссылке.

Вроде бы все прекрасно, кажется что осталось только склеить композитные глифы: латинские знаки + диакритические.
Но нет. Мы все еще плетёмся где-то в начале.

Мы в Тайптайп пользуемся строгими правилами от которых отходить не рекомендуется. Внутри каждого глифа всё должно быть по сетке 10х10, все скругления должны быть с равноудаленными векторами кривых Безье, всё должно быть ровно и красиво, как будто вы в гостях у перфекциониста. Естественно в сетку не попасть из иллюстратора. Начинается процесс правок букв и призвания к сетке. К сетке все глифы я берусь привязать самостоятельно.

Добро пожаловать в рай перфекциониста:










Посмотрите как красиво! Теперь вы понимаете какой красивый инженерный подход внутри шрифта Dita Sweet.
Дита, вы прекрасны и снаружи, и внутри!

Прошло два с половиной месяца

Ещё две недели и Дита делает третий квантовый скачок внутри фонтлаба. На данной стадии также подключаюсь я и правлю все руками. Конечно, не совсем честно, но согласитесь, иначе Дита полировалась бы годами.

Давайте посморим как эволюционирует шрифт:
















Делаем метрики: выставляем значение всех полуапрошей. Набор получается слишком плотный. Тогда настраиваем еще раз метрики.
Такой термин "метрики" используем для простоты понимания вопроса. Правильно говорить "полуапроши", конечно же.

Все делаем руками. Каждый раз когда меня спрашивают "Как сделать автоматический кернинг" или "Как выставить автоматом расстояние между букв", я советую сделать все руками. Вручную, своими руками, долгими вечерами. Другого способа не вижу для себя. Не доверяйте роботам и компьютерному коду.

Давайте посмотрим как преобразился шрифт внутри Фонтлаба

:

Если представить, что каждая молекула Диты сделана по сетке, то захватывает дух даже у видавших виды.

Делаем руками более 1000 кернинг пар по технологии, описанной в моей старом-добром ЖЖ.

Пара за парой.
Руками, Карл.

Для того, чтобы достать кернингом до всех символов, делаем несколько десятков кернинг классов.



Кстати, пользуясь случаем, передаю привет своему другу и наставнику Денису Серикову и его замечательному проекту otlab.ru, где можно самостоятельно можно научиться разным фонтлабовским фишкам.

Три месяца пролетело как мгновение

Проект практически готов. Осталось сделать две вещи: протестировать шрифт (но об этом в другой раз) и сделать оформление.
Отсылаем тестируемый образец Ксении для создания картинок, а сами приступаем к тестированию.

Оформление готово, финальный шрифт сгенерирован.
Выкладываем проект.

Скачать бесплатный шрифт Dita Sweet

Спасибо большое Ксении за проделанную работу, это было круто.
У меня каждый такой проект вызывает килотонну вдохновения.

Вот вам, кстати, ссылочка на нашу школу:
school.typetype.ru

PS
Я учу делать реальные шрифты, а мои коллеги-преподаватели с других наших курсов дают реальные знания по своим темам. Все курсы сначала тестируем на себе и они нам нравятся самим, чёрт возьми.

Мы практики. Мы делаем дело, а не вешаем лапшу на уши. Следите за новыми курсами на нашем сайте или в нашей группе Вконтакте.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments